Изменения в правилах осуществления банковских переводов: новые требования в исполнение аккредитивов и платёжных распоряжений

Выберите кредит

Аккредитив и его форма: прежняя или по-новому?

В связи с вступлением в силу Положения N 383-П возникли вопросы относительно применения п. 6.7 данного Положения: должен ли банк устанавливать форму аккредитива, а также можно ли применять форму 0401063 после 9 июля 2012 г.?

Действительно, в части использования аккредитива после вступления в силу Положения N 383-П произошли важные изменения. В частности, теперь кредитная организация должна самостоятельно установить и закрепить во внутренних документах реквизиты и форму (на бумажном носителе) аккредитива.

В аккредитиве должна быть указана следующая обязательная информация: номер и дата аккредитива, сумма аккредитива, реквизиты плательщика, реквизиты банка-эмитента, реквизиты получателя средств, реквизиты исполняющего банка, вид аккредитива, срок действия аккредитива, способ исполнения аккредитива, перечень документов, представляемых получателем средств, и требования к представляемым документам, назначение платежа, срок представления документов, необходимость подтверждения (при наличии), порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков. В аккредитиве может быть указана иная информация.

Форма 0401063 не применяется с 9 июля 2012 г., она утратила силу с введением в действие Положения N 383-П. Несмотря на это, до того как форма аккредитива будет разработана и утверждена, вполне возможно использовать прежнюю форму.

Отказ от унифицированных форм — это уже тенденция; например, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель кредитной организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, должен утверждать формы всех первичных документов.

Причем кредитная организация должна разрабатывать и утверждать в составе учетной политики не только нетиповые формы, а все формы без исключения. Конечно, за образец могут приниматься унифицированные формы, но в перспективе унифицированные формы корректироваться регулятором уже не будут, поэтому устаревшие позиции в этих формах кредитные организации должны будут изменять самостоятельно.

Таким образом, в целях реализации п. 1.8 Положения N 383-П банку необходимо самостоятельно разработать и утвердить форму аккредитива.

А.В.Габбасова

Аудитор

департамент банковского аудита

ООО «Листик и Партнеры»

Расчеты по аккредитиву

С 2019 года вводятся дополнительные возможности передачи аккредитива: в перечень электронных способов передачи добавлены информационные системы (п. 6.4 Положения N383-П).

Дополнены обязанности банка-исполнителя при передаче аккредитива. Он должен направить получателю денег сведения об адресе отделения банка-исполнителя, по которому должны быть предоставлены документы для работы с аккредитивом. При неисполнении обязанности банком информация будет передана по адресу центрального офиса (п. 6.9 Положения N383-П).

Основные изменения в правилах работы с аккредитивом на 2019 год:

  • безотзывный аккредитив теперь может подтвердить не только банк-исполнитель, но и любой другой банк. Это делается по просьбе банка-эмитента (п. 6.11);
  • из документа ЦБ исключена статья о возможности отмены аккредитива или изменения его условий (п. 6.13);
  • добавлена возможность предоставить документы для исполнения аккредитива не только в банк-исполнитель, но и в банк-эмитент (п. 6.15);
  • утратила силу статья об альтернативных способах перевода аккредитива (непосредственно в течение 3 рабочих дней со дня одобрения банка или с отсрочкой) по п. 6.19;
  • отменено положение, дающее банку возможность не исполнять непокрытый аккредитив до момента поступления денег от банка-эмитента (п. 6.21);
  • при неисполнении аккредитива по причине несоответствия предоставленных документов банк-исполнитель обязан уведомить только получателя средств. Необходимость сообщать об этом банку-эмитенту отменена;
  • также у исполняющего банка появилась возможность самостоятельно обратиться в банк-эмитент с просьбой принять не соответствующие требованиям документы. Одновременно требуется уведомить об этом получателя средств. Ранее выполнить процедуру можно было только по обращению клиента (п. 6.24);
  • банк-эмитент также наделён возможностью работать с несоответствующими документами. Для этого требуется обратиться с запросом к плательщику (п. 6.28);
  • в документ добавлен новый пункт, который регулирует процесс обмена информацией по аккредитиву через использование информационных систем

    электронная передача данных включает в себя: предоставление электронного доступа к документам или ссылки для обращения банка к информационной системе, содержащей необходимые сведения и бумаги в электронном формате (п. 6.34.1 Положения).

    (п. 6.34 Положения N 383-П). В частности:

Распоряжение клиента в электронном виде

Положение N 383-П предполагает возможность поступления в банк распоряжений как на бумажном носителе, так и в электронном виде

Важно, что между распоряжениями, поступающими на бумажных носителях, и распоряжениями, поступающими в электронном виде, существуют различия в процедурах приема и исполнения, в частности, перевод электронных денег осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента

Если распоряжение клиента поступает в электронном виде, то количество электронных подписей должно соответствовать количеству подписей в карточке с образцами подписей и оттиска печати. На практике возникают вопросы относительно случая, если в карточке с образцами подписей и оттиска печати есть право первой и второй подписи: в этом случае распоряжение также должно иметь две электронные подписи?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к природе электронной цифровой подписи. По своей сути электронная цифровая подпись в электронном документе есть эквивалент собственноручной подписи на бумажном документе.

Таким образом, если исходить из того, что электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи на бумажном документе, то количество образцов электронных подписей, необходимое для подтверждения электронных документов, определяется исходя из количества первых и вторых подписей в карточке с образцами подписей и оттиска печати клиента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector